«Ни Бога, ни Брахму не найти,
Нигде в этом колесе жизни,
Лишь пустые явления катятся
Все зависимые от условий!"
- Висуддхимагга
Процесс перерождения был полностью объяснен Буддой в патичча самуппада.
Патичча (рaṭicca) означает «по причине» или «зависимый от "; самуппада (samuppāda) означает "возникновение" или "происхождение". Хотя буквальное значение этого термина - "возникает потому, что" или "зависимое возникновение или происхождение", оно применяется ко всей причинной формуле, которая состоит из двенадцати взаимозависимых причин и следствий, технически называемых паччаяандпаччаюппанна (paccayaandpaccayuppanna).
Метод патичча самуппада следует понимать следующим образом:
По причине А возникает В.
По причине B возникает С.
Когда нет А, нет B.
Когда нет B, нет C.
Другими словами - «это будучи таким, тем является, это не будучи таким, тем не является. "(iimasmiṃ sati, idam hoti; imasmiṃ asati, idaṃ na hoti.)
Патичча самуппада - это дискурс о процессе рождения и смерти, а не философская теория эволюции мира. Он имеет дело с причиной перерождения и страдания с целью помочь людям избавиться от жизненных невзгод. Он не пытается разгадать загадку абсолютного происхождения жизни.
Он просто объясняет «простое возникновение состояния, зависящего от его предшествующего состояния ".
Неведение (авиджа, avijjā) истины страдания, его причины, его прекращения, и пути к его прекращению, является главной причиной, которая приводит в движение колесо жизни. Другими словами, незнание вещей такими, какие они есть на самом деле или себя таким кем вы являетесь на самом деле. Это омрачает всякое правильное понимание.
«Неведение - это глубокое заблуждение, в котором мы здесь так долго кружим», - говорит Будда.
Когда неведение уничтожается и превращается в знание, вся причинность разрушена, как в случае Будды и арахантов. В Итивуттаке 1:14 Будда заявляет: «Те, кто уничтожил заблуждение и прорвался сквозь густую тьму, больше не будет блуждать: причинности для них больше не существует".
Неведение прошлого, будущего, вместе прошлого и будущего и зависимого происхождения также рассматривается как авиджа(avijjā).
Санкхара - многозначный термин, который необходимо понимать в соответствии с контекстом. Здесь термин означает безнравственный (акусала, akusala), нравственный (кусала, kusala) и непоколебимый (аненджа, āneñja) волевые акты (четана, cetanā), которые составляют камму, которая создаёт перерождение. Первое охватывает все волевые акты в двенадцати типах безнравственного сознания; второе, все волевые акты в восьми типах прекрасного (собхана, sobhana) нравственного сознания и пяти типах нравственного сознания рупа-джханы (rūpa-jhāna); третье, все волевые акты в четырех типах нравственного сознания рупа-джханы.
Санкхара, как одна из пяти совокупностей, подразумевает пятьдесят из пятьдесяти двух состояний ума, исключая чувство и восприятие.
Не существует правильного английского эквивалента, который дает точное значение этого палийского термина.
Волевые акты четырех сверхземных сознаний пути (локуттара маггачитта, lokuttara maggacitta) не расцениваются как санкхара, потому что они склонны искоренять неведение. Мудрость (пання, paññā) преобладает в сверхземных типах сознания, в то время как волевой акт (четана, cetanā) преобладает в земных типах сознания.
Все нравственные и безнравственные мысли, слова и поступки включены в санкхару. Действия, хорошие или плохие, прямо укоренившиеся или косвенно омрачены неведением, и которые неизбежно порождают следствия, склонны продлить блуждание в сансаре(saṃsāra). Тем не менее, добрые дела, освобожденные от жадности, ненависти и заблуждений, неизбежно избавят от жизненных бед. В соответствии с этим Будда сравнивает Дхамму с плотом, на котором человек пересекает океан жизни. Активность Будд и Архатов, однако, не считаются санкхарами, поскольку они уничтожили неведение.
Неведение преобладает в безнравственной активности, в то время как оно скрыто в нравственной активности. Отсюда и причиной нравственной и безнравственной активности считается неведение.
В зависимости от прошлых обусловливающей активности возникает вновь связывающее или сознание перерождения (патисандхи-винняна, paṭisandhi-viññāṇa) в последующем рождении. Оно так называется, потому что оно связывает прошлое с настоящим, и это начальное сознание, которое переживается в момент зачатия.
Винняна (Viññāṇa) строго обозначает девятнадцать типов сознания перерождения (патисандхи-винняна, paṭisandhi-viññāṇa), описанные в Абхидхамме. Все тридцать два типа результирующего сознания (випака-читта, vipāka-citta), переживаемые при жизни, также подразумеваются под термином.
Плод в утробе матери образован сочетанием этого вновь связывающего сознания со спермой и яйцеклеткой родителей. В этом сознании скрыты все прошлые впечатления, характеристики и тенденции этого конкретного индивидуального потока жизни.
Это сознание перерождения считается чистым, поскольку оно либо лишенно безнравственных корней вожделения, ненависти и заблуждения, либо сопровождается нравственными корнями.
Одновременно с возникновением вновь связывающего сознания, возникают ум и материя (нама-рупа) или как предпочитают говорить некоторые ученые, «телесный организм». Второй и третий факторы (санкхара и винняна) относятся к прошлой и настоящей жизни индивида. Третий и четвертый факторы (винняна и нама-рупа) наоборот, одновременны.
Это соединение нама-рупа следует понимать как только нама (nāma, ум), только рупа (rūpa, материя) и нама-рупа (ум и материя) вместе. В бесформенных сферах (арупа, arūpa) возникает только ум; в сферах без ума (асання, asañña), только материя; в сфере чувств (кама, kāma) и в сферах форм (рупа, rūpa), и ум, и материя. Нама здесь означает три совокупности - чувство (ведана, vedanā), восприятие (саннья, saññā) и состояния ума (санкхара, saṇkhārā) - которые возникают одновременно с вновь связывающим сознанием. Рупа означает три десятки - кайя (тело, kāya), бхава (пол, bhāva) и ваттху (место сознания, vatthu) - которые также возникают одновременно с вновь связывающим сознанием, обусловленным прошлой каммой.
Тело-десятка состоит из четырех элементов: 1) элемент расширения (патхави, paṭhavī), 2) элемент сцепления (апо, āpo), 3) элемент тепла (теджо, tejo, ), и 4) элемент движения (вайо, vāyo). Его производные (упада рупа, upādā rūpa): 5) цвет(ванна, vaṇṇa), 6) запах (гандха, gandha), 7) вкус (раса, rasa), 8) питательная сущность (оджа, ojā), 9) жизненная сила (дживитиндрия, jīvitindriya) и 10) тело (кая, kāya).
Пол-десятка и базовая десятка также состоят из первых девяти и пола (бхава, bhāva) и места сознания (ваттху, vatthu) соответственно.
Из этого видно, что пол определяется прошлой каммой в самом зачатии существа.
Здесь кайя означает чувствительную часть тела (пасада, pasāda).
Пол не развивается в момент зачатия, но потенциально скрыт. Ни сердце, ни мозг, предполагаемое место сознания, не развиты в момент зачатия, но потенциал этого места скрыт.
В связи с этим следует отметить, что Будда не определял место для сознания, как он сделал с другими чувствами. В его время преобладала теория сердца (мнение, что сердце является местом сознания), и это, очевидно, было поддержано Упанишадами.
Будда мог принять популярную теорию, но он не взял на себя обязательства. В Пахане (Pahāna, Книге Отношений) Будда упоминает место сознания, в таких косвенных терминах, как ямрупамниссая "yamrūpamnissāya - зависимая от той материальной вещи, " не утверждая положительно, находится ли эта рупа в сердце (хадая, hadaya) или мозге. Но, по мнению таких комментаторов, как досточтимый Буддагхоша и Ануруддха, местом сознания определенно является сердце. Следует понимать, что Будда не принимал и не отвергал популярную теорию сердца.
В течении эмбрионального периода шесть основ чувств (салаятана) постепенно развиваются из этих психофизических феноменов, в которых скрыты бесконечные возможности. Незначительное бесконечно малое пятнышко теперь развивается в сложную машину шести чувств.
Человеческая машина очень проста в своем начале, но очень сложна в конце. Обычные машины, с другой стороны, сложны в начале, но очень просты в конце. Силы пальца достаточно, чтобы управлять даже самой гигантской машиной. Машина шести чувств человека теперь работает почти механически без какого-либо агента, вроде души, которая действовала бы в качестве оператора. Все шесть чувств - глаз, ухо, нос, язык, тело и ум - имеют свои соответствующие объекты и функции. Шесть объектов чувств, таких как формы, звуки, запахи, вкусы, материальные и умственные объекты сталкиваются с их соответствующими органами чувств, порождающие шесть типов сознания.
Соединение основ чувств, объектов чувств и результирующего сознания - это контакт (пхаса, phassa), который является чисто субъективным и безличным.
Будда утверждает:
Из-за глаз и форм возникает зрительное сознание; контакт является соединением этих трех. Из-за уха и звуков, возникает слуховое сознание; из-за носа и запахов, возникает обонятельное сознание; из-за языка и вкусов возникает вкусовое сознание; из-за тела и осязания, возникает тактильное сознание; из-за ума и ментальных объектов, возникает сознание ума. Соединение этих трёх является контактом.
Не следует понимать, что простое столкновение является контактом (на сангатиматто эва пхассо, na saṇgatimatto eva phasso).
Строго говоря, именно чувство испытывает объект, когда он вступает в контакт с органами чувств. Именно это чувство испытывает желательные или нежелательные плоды действия, совершенного в этом или в предыдущем рождении. Кроме этого психического состояния нет души или любого другого агента, который бы испытывал результат действия.
Чувство или, как некоторые предпочитают говорить, ощущение, это психическое состояние, общее для всех типов сознания. В основном есть три вида чувств: приятные (соманасса, somanassa), неприятные (доманаса, domanassa) и нейтральные (адукхамасукха, adukkhamasukha). С физической болью (дуккха, dukkha) и физическим счастьем (сукха, sukha) всего существует пять видов чувств. Нейтральное чувство также называется упекхой(upekkhā), которая может быть безразличием или уравновешенностью. Согласно Абхидхамме, существует только один тип сознания сопровождаемый болью. Точно так же есть только один тип сознания, сопровождаемый счастьем. Два связаны с неприятным чувством. Из восьмидесяти девяти типов сознания, в оставшихся восемидесяти пяти находится либо приятное, либо нейтральное чувство.
Здесь следует понимать, что блаженство ниббаны не связано ни с каким видом чувств. Блаженство ниббаны безусловно, высочайшее счастье (ананпарамам сукхам, ānaṃparamaṃ sukhaṃ), но это счастье избавления от страданий. Это не наслаждение любым приятным объектом.
Жажда, помимо неведения, является наиболее важным фактором во «взаимозависимом происхождении». Привязанность, жажда, цепляние - это варианты перевода этого палийского термина.
Жажда состоит из трех частей, а именно жажда чувственного удовольствия (каматанха, kamataṇhā), жажда чувственных удовольствий, связанных с представлением о вечности, (бхаватанха, bhavataṇhā), т.е.наслаждение удовольствиями, думая, что они нетленны, и жажда чувственных удовольствий с нигилистическим воззрением (вибхаватанха, vibhavataṇhā), т. е. наслаждение удовольствиями, думая, что все исчезнет после смерти. Последнее является материалистической точкой зрения.
Бхаватанха и вибхаватанха также интерпретируются как привязанность к сферам формы (рупабхава, rūpabhava) и бесформенным сферам (арупабхава, arūpabhava) соответственно. Обычно эти два термина оказываются жаждой к существованию и к несуществованию. Существует шесть видов жажды, соответствующих шести объектам органов чувств, такие как форма, звук и так далее. Они становятся двенадцатью, когда они рассматриваются как внутренние и внешние. Oни считаются тридцатью шестью, когда рассматриваются относительно прошлого, настоящего и будущего. Если умножить на вышеупомянутые три вида жажды, они составляют сто восемь.
Мирской человек естественно развивает жажду к удовольствиям органов чувств. Преодолеть чувственные желания чрезвычайно трудно.
Самые мощные факторы в колесе жизни - это неведение и жажда, две основные причины зависимого происхождения. Неведение показано как причина прошлого, которая обусловливает настоящее; и жажда - причина настоящего, которая обусловливает будущее.
Цепляние - это сильная жажда. Танха подобна движению на ощупь в темноте, чтобы украсть объект. Упадана соответствует фактической краже объекта. Цепляние вызвано как привязанностью, так и ошибкой. Оно порождает ложные представления о «Я» и "моё."
Цепляние состоит из четырех частей: чувственность, ложные взгляды, приверженность к проведению обрядов и церемоний, а также теория души. Последние два также считаются ложными взглядами.
Бхава буквально означает становление. Оно объясняется как нравственные и как безнравственные действия, которые составляют камму (каммабхава, kammabhava) - активный процесс становления и разные сферы существования (упапаттибхава, upapattibhava) - пассивный процесс становления.
Тонкая разница между санкхарой(saṇkhārā) и каммабхавой в том, что первое относится к прошлому, а последнее к настоящей жизни. Под обоими подразумевается каммическая активность. Только каммабхава обуславливает будущее рождение.
Это относится к рождению в последующей жизни. Рождение, строго говоря, это возникновение психофизического феномена (кхандханам патубхаво, khandhānaṃ pātubhāvo).
Старость и смерть - неизбежные результаты рождения.
Если из-за причины возникает следствие, тогда, если причина прекращается, следствие также должно прекратиться.
Обратный порядок патичча самуппады сделает это более ясным.
Старость и смерть возможны только внутри и сместе с психофизическим организмом, то есть, машины с шестью чувствами. Такой организм должен быть рожден, поэтому он предполагает рождение. Но рождение - это неизбежный результат прошлой каммы или действия, которое обусловлено цеплянием из-за жажды. Такая жажда появляется, когда возникает чувство. Чувство - это результат контакта между органами чувств и объектами.
Поэтому он предполагает существование органов чувств, которые не могут существовать без ума и тела. Ум порождается сознанием перерождения, обусловленное активностью, из-за незнания того какими вещи являются в действительности.
Вся формула может быть суммирована таким образом:
В зависимости от неведения возникает обусловливающая активность;
В зависимости от обусловливающей активности возникает вновь связывающее сознание;
В зависимости от вновь связывающего сознания возникает ум и материя;
В зависимости от ума и материи возникают шесть сфер чувств;
В зависимости от шести сфер чувств возникает контакт;
В зависимости от контакта возникает чувство;
В зависимости от чувства возникает жажда;
В зависимости от жажды возникает цепляние;
В зависимости от цепляния возникает становление (камма бхава);
В зависимости от действий возникает рождение;
В зависимости от рождения возникают разрушение, скорбь, боль, горе и отчаяние, смерть, печаль.
Так возникает совокупность страданий.
Полное прекращение недения ведет к прекращению обуславливающей активности;
Прекращение обуславливающей активности приводит к прекращению вновь связывающего сознания;
Прекращение вновь связывающего сознания ведет к прекращению ума и материи;
Прекращение ума и материи ведет к прекращению шести сфер чувств;
Прекращение шести сфер чувств приводит к прекращению контакта;
Прекращение контакта приводит к прекращению чувства;
Прекращение чувства ведет к прекращению жажды;
Прекращение жажды ведет к прекращению цепляния;
Прекращение цепляния ведет к прекращению становления;
Прекращение действий ведет к прекращению рождения;
Прекращение рождения ведет к прекращению разрушения,смерти, печали, скорби, боли, печали и отчаяния.
Таким образом, результатом становится прекращение всей этой совокупности страдания.
Первые два из этих двенадцати факторов относятся к прошлому,средние восемь к настоящему времени, а последние два к будущему.
Из них нравственная и безнравственная активность (санкхара, saṇkhārā) и действия (бхава, bhava) считаются каммой.
Неведение (авиджа, avijjā), жажда (танха, tanhā) и цепляние (упадана, upādāna) рассматриваются как страсти или осквернения (килеса, kilesa). Вновь связывающее сознание (патисандхи-винняна, patisandhi-viññāṇa), ум и материя (нама-рупа, nāma-rūpa), сферы чувств (салаятана, saḷāyatana), контакт (пхаса, phassa), чувство (ведана, vedanā), рождение (джати, jāti), упадок и смерть(джарамарана, jarāmaraṇa) рассматриваются как следствия (випака, vipāka).
Таким образом, неведение, активность, жажда, цепляние и камма, пять причин прошлого, обусловливают пять следствий настоящего( пхала, phala) - а именно, вновь связывающее сознание, ум и материю, сферы чувств, контакт и чувство.
Точно так же жажда, цепляние, камма, неведение, и активность настоящего обусловливают вышеуказанные пять следствий будущего.
Этот процесс причины и следствия продолжается до бесконечности. Начало этого процесса не может быть определено поскольку невозможно представить себе время, когда этот поток жизни не был заключен в неведении. Но когда это неведение заменяется мудростью, и поток жизни осознает ана дхату (āna dhatu), только тогда процесс перерождения заканчивается.
«Это неведение влечет за собой тоскливый круг
- сейчас здесь, сейчас там - бесчисленные рождения и смерти".
«Но ничто не ждёт будущем того, кто знает!»