на главную

Как происходит перерождение


Перевод главы из книги: Narada Maha Thera. Buddha and his teachings.


Куча костей (всех тел) одного человека
Который прожил один эон
Была бы высотой с гору
Так сказал великий провидец.
- Итивуттака

Умирающему человеку в этот критический период его жизни, согласно философии Абхидхаммы являются камма, камма нимитта или гати нимитта (kamma, kamma nimitta, gati nimitta).

Под каммой здесь понимается хороший или плохой поступок, совершенный при жизни или непосредственно перед смертью. Это хорошая или плохая мысль. Если умирающий совершил один из пяти отвратительных преступлений (гарука камма, garuka kamma), такие как убийство родителей и т.д. или развил джханы (медитативное экстатическое состояние), он будет испытывать такую камму перед смертью. Они настолько сильны, что полностью затмевают все другие действия и являются в уме предельно ярко. Если он не совершал таких весомых действий, то объектом умирающего мыслительного процесса может быть камма, совершенная непосредственно перед смертью (асанна камма, āsanna kamma); что можно назвать "предсмертной каммой"

При отсутствии “предсмертной каммы”, уму является привычный хороший или плохой поступок (ачинна камма, āciṇṇa kamma), такой как исцеление больных, если умирающий - хороший врач или преподавание Дхаммы, если умирающий - благочестивый бхиккху, или воровство, если умирает вор. Если ничто из этого не является уму, то объектом умирающего мыслительного процесса становится случайный незначительный хороший или плохой поступок (кататта камма, katattā kamma).

Камма нимитта или «символ» означает умственное воспроизведение любого образа, звука, запаха, вкуса, тактильного ощущения или идеи, что было преобладающим во время некоторой важной деятельности, хорошей или плохой, например, видение ножей или умирающих животных, если умирает мясник, пациентов, если умирает врач, и объекта поклонения, если умирает религиозный приверженец и т.д .

Гати нимитта, или “символ судьбы” означает символ места будущего рождения. Он часто является умирающим и оставляет отпечаток своей радости или уныния. Когда случаются эти признаки будущего рождения, если они плохие, их иногда можно исправить. Это делается путем воздействия на мысли умирающего. Такими предварительными видениями судьбы могут быть огонь, лес, горные районы, чрево матери, райские дворцы и тому подобное.

Беря в качестве объекта камму или символ каммы или символ судьбы, мыслительный процесс выбирает направление, даже если смерть будет мгновенной.

Для удобства представим, что умирающий человек должен переродиться в человеческом царстве и что объект - это хорошая камма.

Его сознание бхаванга (bhavaṇga) прерывается, вибрирует на одно мысле-мгновенье и исчезает, после чего возникает и исчезает сознание ума-двери (манодвараваджана manodvārāvajjana). Затем наступает психологически важный этап - процесс джавана (javana), который здесь длится всего пять мысле-мгновений по причине его слабости, вместо нормальных семи. Ему не хватает всей репродуктивной силы, его основная функция - быть простым регулированием нового существования (абхинава гати нимитта, abhinava gati nimitta).

Объект здесь желателен, сознание, которое он испытывает, нравственное. Затем может последовать или не последовать) тадаламбана-сознание (tadālambana-consciousness) которое имеет в качестве своей функции регистрацию или идентификацию двух моментов воспринимаемого объекта. После этого возникает сознание смерти (чутичитта, cuticitta), последнее мысле-мгновенье, которое испытывается в этой жизни.

Среди некоторых есть заблуждение, что последующее рождение обусловлено этим последним сознанием смерти (чутичитта, cuticitta), которое само по себе не выполняет особой функции. На самом деле перерождение обусловливает то, что переживается во время процесса джавана. С прекращением сознания смерти, наступает смерть. После этого больше не производятся никакие материальные качества ума и пищи (читтаджа и ахараджа (cittaja and āhāraja)). Лишь продолжается последовательность материальных качеств, порожденных теплом (утуджа, utuja) до момента превращения трупа в пыль.

Одновременно с возникновением сознания перерождения разворачиваются "тело-декада", "пол-декада"и «базовая декада» (кайа-бхава-ваттху-дасака, kāya-bhāva-vatthu-dasaka).

Следовательно, согласно буддизму, пол определяется в момент зачатия и обусловлен каммой, а не случайным сочетанием клеток спермы и яйцеклетки.

Исчезновение сознания прошлого рождения является причиной для возникновения нового сознания в последующем рождении. Тем не менее, из прошлого в настоящее не переносится ничего неизменного или постоянного. Так же, как колесо касается земли только в одной точке, так, строго говоря, мы живем только в одном мысле-мгновеньи. Мы всегда находимся в настоящем, и это настоящее всегда ускользает в безвозвратное прошлое. Каждое мгновенное сознание этого постоянно меняющегося жизненного процесса при исчезновении, передает всю свою энергию, все неизгладимые впечатления, его преемнику. Каждое свежее сознание, следовательно, состоит из потенциала его предшественника вместе с чем-то большим. При смерти сознание исчезает, но на самом деле оно исчезает каждое мгновенье, только чтобы породить другое в перерождении. Это обновленное сознание наследует весь прошлый опыт. Поскольку все впечатления неизгладимо записаны в постоянно меняющемся уме подобном палимпсесту, весь потенциал передается из жизни в жизнь, независимо от временного распада, таким образом, возможно воспоминание прошлых рождений или прошлых инцидентов. Тогда как, если бы память зависела исключительно от клеток мозга, такое воспоминание было бы невозможно.

Это новое существо, которое является настоящим проявлением потока камма-энергии не является тем же самым, и не имеет идентичности с предыдущим в своей линии - совокупности, которые составляют его структуру, отличаются и не имеют идентичности с теми, которые составляют существо его предшественника. И в то же время это не совсем другое существо, поскольку оно имеет тот же поток камма-энергии, но модифицированный, может быть, просто показав себя в том проявлении, которое теперь делает свое присутствие известным в воспринимаемом чувствами мире как новое существо.

Смерть, согласно буддизму, является прекращением психофизической жизни любого отдельного существования. Это исчезновение жизненной силы (айю, āyu), то есть психической и физической жизни (дживитиндрия, jīvitindriya), тепла (усма, usma) и сознания (винняна, viññāṇa). Смерть - это не полное уничтожение существа, потому что хотя конкретная продолжительность жизни заканчивается, сила, которая до сих пор приводится в действие не уничтожена.

Так же, как электрический свет является видимым внешним проявлением невидимой электрической энергии, мы являемся внешним проявлением невидимой каммической энергии. Лампа может разбиться, и свет может погаснуть, но ток остается и свет может быть воспроизведен в другой лампе. Таким же образом, каммическая сила остается непотревоженной распадом физического тела, и исчезновение нынешнего сознания ведет к возникновению свежего в другом рождении. Но ничто неизменяемое или постоянное не переходит от настоящего к будущему.

В предыдущем случае, мысль, пережитая перед смертью - была нравственная, в результате сознание перерождения берёт в качестве материала соответствующую сперму и яйцеклетку человеческих родителей. Сознание перерождения (патисандхи винняна, paṭisandhiviññāṇa) затем погружается в состояние бхаванга.

Непрерывность потока при смерти не нарушается во времени, и нет никакого разрыва в потоке сознания.

Перерождение происходит немедленно, независимо от места рождения, как и электромагнитная волна, проецируемая в пространстве, немедленно воспроизводится в радиоприемнике. Перерождение потока ума также происходит мгновенно и не оставляет места для промежуточного состояния (антарабхава, antarabhava). Чистый буддизм не поддерживает веру в то, что дух умершего находится в некотором временном состоянии, пока не найдет подходящее место для своей "реинкарнации".

Этот вопрос мгновенного перерождения хорошо выражен в Милиндапанха:

Вопросы Царя Милинды:

“Достопочтенный Нагасена, если кто-то умрет здесь и перерождается в мире Брахмы, и другой умирает здесь и перерождается в Кашмире, который из них переродится первый?”

"Они переродятся в одно и то же время. О Царь."

"В каком городе вы родились, о Царь?"

"В деревне под названием Каласи, Достопочтенный”.

"Как далеко Каласи отсюда, о Царь?"

“Около двухсот миль, Достопочтенный”.

"А как далеко отсюда Кашмир, о Царь?"

“Около двенадцати миль, Достопочтенный”.

“Теперь подумайте о деревне Каласи, о Царь”.

“Я сделал это, Достопочтенный”.

“А теперь подумайте о Кашмире, о Царь”.

"Это сделано, Достопочтенный."

"О каком из этих двух мест, о Царь, вы подумали медленнее, а о каком быстрее?"

“Об обоих одинаково быстро, Достопочтенный”.

“Точно так же, о Царь, тот, кто умирает здесь и перерождается в мире Брахмы, не перерождается позже, чем тот, кто умирает здесь и перерождается в Кашмире".

“Дайте мне еще одно сравнение, Достопочтенный”.

“Что вы думаете, о Царь? Предположим, две птицы летят в воздухе, и они должны приземлиться в одно время, одна на большой высоте, а другая на низком дереве, тень какой птицы упадет на землю первой, и какой птицы позже?" “Обе тени появятся одновременно, и не одна из них раньше, а другая позже".

Может возникнуть вопрос: являются ли клетки спермы и яйцеклетки всегда готовыми, ожидая принять мысль перерождения?

Согласно Буддизму, живые существа бесконечны в числе, и так же бесконечны мировые системы. Также насыщенная яйцеклетка не является единственным путём к перерождению. Земля, почти незаметное пятнышко во Вселенной, не является единственным обитаемым местом, и люди не единственные живые существа. Таким образом, невозможно не верить, что всегда будет подходящее место для получения последних мысленных вибраций. Место всегда готово принять падающий камень.

на главную